Примечательно, что при всем разнообразии версий происхождения белого медицинского халата исследователи до сих пор не могут прийти к согласию — кто же все-таки первым надел этот предмет одежды, ставший символом медицины. Попробуем и мы разобраться…
До XIX века хирурги не носили халатов
До второй половины XIX века хирурги не использовали халатов вообще. Вместо этого надевался фартук и иногда нарукавники, да и то только хирургами во время проведения серьезных операций. Масок и шапочек не было. Более того — врачи не носили никакой спецодежды, в отличие от сестер милосердия, для которых униформа существовала с давних пор.
Сестринская форма ассоциируется в первую очередь с монашеским одеянием, ведь в старину уделом «невест Христовых» было радение за больных, раненых, увечных. Больниц и госпиталей как таковых во времена Средневековья не было, поэтому нуждающиеся во врачебной помощи стационарно лечились при монастырях. Традиционный наряд сестры милосердия монастырских больниц был таким: темное длинное платье с белым передником и белый платок-косынка. В середине XIX века в одежде сестер преобладал черный цвет, а платки уступили место чепчикам. На рубеже столетия сестры Красного Креста носили платья с белыми манжетами или нарукавниками и белые шапочки.
Белый цвет — символ спасения
Настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря игуменья Ксения: «Белые одежды — символ Спасителя, белый халат врача — символ помогающего в беде».
Только в 1860-х годах английский врач-гигиенист Джозеф Листер развивает целую здоровую теорию антисептики, и с этого, в общем-то, и начинается история медицинских халатов. Постепенно появляются халаты, правда еще не всегда белые, и маски, а вместо хирургических театров появляются операционные залы.
Первыми в постоянную практику белые халаты ввели, вероятно, немцы в период франко-прусской войны 1870 года.К началу XX века применение белого халата, шапочки и маски при хирургических процедурах было делом уже довольно распространенным. Но только после убийственной мировой эпидемии испанки в 1918 году, унесшей жизни десятков миллионов человек, ношение халата и шапочки стало явлением повсеместным среди не только хирургов, но и врачей других специальностей.
Белый цвет — цвет божественной чистоты и высокого доверия. Белый медицинский халат — это неотъемлемая часть авторитета врача, его визитная карточка.
Есть и иные, нетрадиционные версии истории происхождения белых халатов. Вот, к примеру, восточная легенда уверяет нас, что не только символ медицины — чаша со змеей — заимствованы из учения Аюрведы, но и современная форма одежды врача — белый халат, шапочка, брюки и маска на лице. Именно такой была ритуальная одежда атхарванов — древних зороастрийских целителей. Во время лечения больных или совершения обрядов целители облачались в белое, как в символ чистоты. Повязка на лице служила для того, чтобы дыхание их не оскверняло священное творение огня.
Современные врачи: «ЗА» и «ПРОТИВ» белых халатов
Исследование, проведенное в лондонской больнице Royal Free Hospital, показало, что большинство пациентов предпочитают врачей в белых халатах, но при этом сами врачи не хотят их носить. В ходе опроса 276 пациентов и 86 докторов выяснилось, что популярность белых халатов примерно в два раза выше среди пациентов, чем среди медицинского персонала. Главный аргумент пациентов «за»: белые халаты помогают издалека увидеть врача. Главный аргумент английских врачей «против»: халат зачастую становится переносчиком инфекций.
В настоящее же время одежда для медицинского персонала не менее важна, чем инструмент. Она должна быть удобная, функциональная, вызывающая уважение. Она, как уверяют доктора, caма по себе оказывает благотворное воздействие на процесс лечения, придавая врачу уверенность, а в пациента вселяя веру. Недаром испокон веков белые халаты служат одним из символов самой гуманной профессии.
Опрос врачей показал, что только один из восьми докторов считает, что белый халат нужно носить обязательно. Семь из десяти докторов уверены, что этого делать не нужно, потому что через халаты может распространяться инфекция. Шесть из десяти считают, что, кроме того, в белых халатах жарко и неудобно.
Сейчас к профессиональной медицинской одежде предъявляется масса требований. Она должна быть эргономичной,кровоотталкивающей, антистатичной, бактерицидной и пр. Должна защищать от внутрибольничных инфекций, легко дезинфицироваться, быть практичной и, конечно же, стильной, чтобы не угнетать состояние больного, чтобы ее приятно было надевать. Художники-модельеры от медицины считают, что со временем одежда медиков вообще будет напоминать скафандры. Кстати, нечто подобное можно увидеть уже сегодня в реанимационных отделениях. Новинка последнего времени — ткани с крово- и водоотталкивающей пропиткой. Кровь не впитывается в халат, а стекает вниз. Если на халат брызнула кровь, достаточно промыть это место холодной водой. Весь мир перешел на так называемые смесовые ткани, в состав которых входят хлопок и полиэстер. У смесовых тканей множество преимуществ: они гигроскопичны, как хлопковые, так же «дышат», но гораздо меньше мнутся и не садятся при стирке.
Белый халат в белой комнате — сцена из наших детских кошмаров — потихоньку отходит в прошлое. Увы, но скоро классический стерильный белый цвет медицинского халата, похоже, станет историей. На смену ему приходят более практичные фиалковый, оранжевый, зеленый… Но символом, думается, все равно останется именно белый халат — как и канувшая в прошлое чаша со змеей…
Когда халат пришел в Россию
Халат пришел в Россию в XVIII веке, превратившись сначала в домашнюю, а затем и в рабочую одежду. И только на рубеже XIX–XX веков он стал медицинским!
Российская история появления белого медицинского халата также имеет свое право на достоверность. Существует несколько версий, когда и где впервые халат был применен русскими врачами: во время Севастопольской обороны в Крымскую войну, во время Русско-турецкой кампании 1877–1878 годов, однако более вероятным выглядит первопреемство халата докторами госпиталя им. Бурденко в Санкт-Петербурге — в 1880-х годах. Кстати, именно про первого русского врача в белом халате из этого госпиталя — Дурново — так хорошо написал Чехов в рассказе «Попрыгунья».